Никита Никитин (nikitanikitin) wrote,
Никита Никитин
nikitanikitin

Книги и фильмы 2013

Книги
(из того что вспомнил то, о чем есть что сказать)

В этом году чтение пошло вразнос — сплошная электронная периодика и немного бумажной. Стопки недочитанных книг и ряды нераспакованных. Исправлю в следующем, есть идея как.

Иванов — Реакционная культура: от авангарда к большому стилю. Из лучшего по нашему искусству до 50-х, что читал. Тем, кто любит рассказывать, как богомерзкая советская власть задушила прекрасный авангард — горячо рекомендую. Изложение по двум направлениям: сравнение нашего и немецкого и сопоставление искусства с социальной жизнью. Книга очень густая — обилие цитат и спецтерминов заставляет отвлекаться на справочники. Димочка, спасибо тебе огромное.

Пиз — Новый язык телодвижений. Познавательно, но по-маркетинговому поверхностно (“старайтесь не встать на фото справа” и т.п.). Пожаловался А. Рыжкину, он сказал, что надо читать Экмана.

Хоккинс - Об интеллекте. Плотно и умно, нейронные сети, схемы работы, фундаментальные отличия компьютера от человека и т.п. Оказывается, можно камеру подключить к языку и человек начнет через неё "видеть".

Фрейд. Лекции по психоанализу в каком-то американском университете, Таня дала. Увлекательно. Любящим анекдоты «иногда банан — просто банан» рекомендую для подправления картины мира. (Если вы интеллигентны и начитаны, то заранее простите, я вот Фрейда не читал раньше, для меня он нов).

О детском рисовании. Озеровой. Не показалось глубоким. Многое не соответствует опыту. По-моему, проходная книга.

Найджел Латта про детей и про подростков, про мальчиков, про девочек. По-американски политкорректно, по-отцовски правдиво. Хорошие книги о воспитании детей. Вообще, обилие в магазинах книг этой направленности говорит нам о том, что родители не совсем понимают, что им теперь делать. Есть некоторый дифиицит воспитательных знаний в воздухе.

Одноэтажная америка. Да что тут говорить — отличная книга Ильфа и Петрова об американской жизни, легкая и описательная, без каких-то подтекстов. Лебедев говорит, что ничего и не изменилось с тех пор.

Учебник логики Ивина. Очень хороший. Не устану напоминать о важности формальной логики в жизни. Прочитаешь этот тоненький учебник и потом, слушая людей, думаешь “да что же ты несешь, елки-палки”. Многим кажется, что изучить логику — значит убить какие-то тонкие духовно-сердечные движения в своих мыслях и речи. На самом деле это не так. На самом деле нелогические построения — это вредный для здоровья борщ с пельменями, сыром, грибами и макаронами в придорожной закусочной, а логические — изящно сервированный вегетарианский обед в опрятной гостиной. И то и другое можно подать с любовью. С удивлением узнал о том, как бурно развивается наука логика в 20-м веке.


Ливанов — Книга Дуремара. Сборник слабоструктурированных отрывочных цитат о рисунке. Наверное, интересно раз в год полистать тем, кто у Ливанова учился, знаком с лексикой и т.п. Я не таков, поэтому мне не было интересно или как-то полезно. Вообще я люблю цельные произведения, из "цитатников" мне, в основном, Ежи Лец нравится.

Журнал с архитектурным уклоном “Московское наследие” — результатат Диминого насильственно-просветительского влияния. Дима, спасибо, журналы отличные. Вспоминаешь, что такое журнал, когда их читаешь.

Основы рисунка Могилевцева (плюс “Образцы для копирования” туда же). Купил в Академии художеств. Мне кажется, что по академическому рисунку я толковее не видел. Всё кратко, методично и по делу. Лексикон автора местами смущает (“плоскости” вместо поверхностей, “переломы” вместо поворотов и границ, и несколько загадочных слов, которые я не понял, потому что в строгановке они в этом значении не употребляются), но восприятию не мешает. В альбоме образцов — полно увеличенных фрагментов великих рисунков.

Исповедь Аврелия Августина. В начале жизни АА был тогдашним рекламщиком и преподавателем рекламного дела, то бишь ритором. В конце — достойным канонизации. Рассуждает удивительно глубоко и нежно ведет читателя за руку по своим рассуждениям. Ограничусь цитатой: «Всякий требующий только себе то, что Тобою предложено всем, желающий сделать своим то, что принадлежит всем, бывает отогнан от общего достояния к своему, т. е. от истины ко лжи, ибо кто “говорит ложь, говорит свое”»


Тора. С комментариями авторитетных раввинов. Я не был знаком с ветхим заветом иначе, нежели через историю искусства. Много встало на свои места. И не зря, конечно, некоторые люди так усердно её изучают — есть, что.


Фильмы
(что впомнил после тех, что в апрельском посте, см. тег “кино”)

Свой среди чужих, чужой среди своих. Смотрится на одном дыхании. Необычно мало сюжетных поворотов для фильма, сейчас снимают намного плотнее этом смысле. Особенно в конце, когда Шилов стреляет в убегающего Есаула, ждешь получасового продолжения. Логику ч/б и цвета не уловил.

Форест Гамп. Пересмотрел. Странно, что почти не помнил сюжет. Труднее, наверное, быть «умным» и вести себя с той же степенью честности, чем главный герой.

Контакт. Работа с зеркалами интересная. Непонятная романтическая линия, почему героиня не послала проповедника — неясно. Зачем с первых слов позвола его в кровать — тоже. Ну и всегда очень наивно выглядит эмоциональная женщина, попирающая тупых властьимущих, что-то подростковое в этом есть. Можно не смотреть.

Экипаж. Очень красивые кадры. Прекрасный финал. Подход к правосудию с отменами токсикологии «прекрасен» — найми юриста за много денег и нарисуй всё, что хочешь. Верующий второй пилот показался неубедительным в больнице, неужели и правда есть такие экзальтированные в пилотах? В принципе, можно тоже не смотреть.

На войне как на войне. Советский фильм о жизни и о людях. Без зверств, без надрывов, о простой военной жизни. Просто ехали, просто набирались опыта, просто несли потери. Опять бросилась в глаза неспешность сюжета — всё очень неспешно в сравнении в нынешнеми (интуитивно ждешь продолжения после первой потери, а уже конец). И фильм всего 90 минут. Зато смотришь и отдыхаешь. И люди настоящие. Нет героев, нет суперменов. Конечно радует, что 68 году сохранилось еще так много ходовой техники.

Щит и меч. Стыдно, но я не за всеми героями уследил кто кому кто и что. Очень наивно выглядят разговоры разведчиков прямым текстом за углом. Непонятно, как главгерой гуляет по городу с агентессой в кабриолете. Но что касается характеров  душевных устремлений — всё дидактически прекрасно, хоть и по-простому, незатейливо, без загадок и интриг (что очень, на мой взгляд, сочетается с обилием персонажей и сложными деловыми взаимодействиями). Незатейливый по нынешним меркам советский фильм про героев-разведчиков, который не захочется пересматривать.

Война. Балабанова. Очень сильный фильм, многие эпизоды потом пересмотрел. Всё на месте — и ужас, и правдоподобие, и человеческое отношение, и кто есть кто. Конечно, немного натянуто выглядит невредимость Ивана Ермакова после всех событий. Капитан Медведев — мощнейший образ, самый сильный человек в фильме. Лучший фильм Балабанова для меня.

Весна на Заречной улице. Добрый и светлый советский фильм. Как и многие другие добрые советские фильмы, учит правильным вещам. Рекомендую.

Однажды в Ирландии (гоблинский перевод). Ожидал угарной комедии в стиле Гая Ричи, оказался глубокий фильм с драмой. Главный герой набирает смысловой объем по ходу фильма, пока не достигает максимальной для человека глубины в конце. Хочется пересмотреть, из лучших новых фильмов.

Почти все фильмы года оказались достойны просмотра (хорошие ведь люди советуют!), за исключением некоторых вроде «Тэда» и «Муви 43», которые соблазнили гоблинским переводом, а оказались такими, что хочется помыться (Тэд еще и достаточно тупой).

Tags: кино, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments